Случай из практики: Компания "Актон" использует систему "яЭнергетик" для удаленного сбора показаний с приборов учета электроэнергии и для формирования баланса, чтобы вовремя узнавать о росте потерь электроэнергии.
17 января в 2 часа ночи система обнаружила резкий рост потерь по фидеру Кр_2БКРП-2081п (РИП 408):
Клиент установил причину роста потерь - перегорание предохранителя по одной фазе на трансформаторе напряжения. Авария была устранена, а потребителям, у которых в результате перегорания предохранителя был недоучет, выполнили перерасчет за период устранения аварии. Казалось бы, про этот случай можно было бы больше ничего не писать, если бы мы не заметили одну особенность.
Если сформировать посуточный баланс, то на графике видно, что величина потерь (красный график) до аварии превышают потери после устранения неисправности:
Получается, что плохой контакт перед перегоранием предохранителя приводил к излишним потерям. Сколько терялось в результате этого?
Система выполнила расчеты потерь для обоих случаев (до аварии и после ее устранения), и мы получили результаты, что при греющемся предохранителе потери составляли 3,94%, а после устранения - 0,33%:
Разница составила 3,6%. Много ли это в рублях?
Ежемесячный объем принятой электроэнергии по фидеру составляет около 1.5 млн. кВтч, значит нагрев предохранителя трансформатора напряжения приводил к избыточным потерям в размере 54 тыс.кВтч. Убыток компании от оплаты потерь и недополучения выручки по услугам на передачу электроэнергии с учетом НДС составлял почти 500 тыс.руб. в месяц: 54000 * (6,95+0,7) * 1,2 = 495 720 руб.
К сожалению, система мониторинга лишь констатирует факт роста потерь, но не расскажет о причинах этого. Конкретно этот пример показывает, что предприятия могут терять большие суммы из-за нагрева предохранителей на измерительных трансформаторах напряжения. А выявлять подобные неисправности поможет периодический контроль нагрева предохранителей пирометром или тепловизором.