Автоматический сбор показаний в яЭнергетике позволяет наладить и «забыть» про необходимость опроса счетчиков в нужное время. Но периодически у пользователей возникают вопросы о том, как яЭнергетик опрашивает проблемные счетчики, с которыми плохая связь. Давайте поговорим об этом поподробнее.
В яЭнергетике заложены механизмы для улучшения собираемости данных. Этот процесс развивался годами, да и до сих пор не прекращаются попытки еще немного улучшить алгоритмы сбора данных.
Работа сборщика данных зависит от вида связи. Рассмотрим первый вариант, более простой:
Сбор данных по CSD/GSM по расписанию
В этом случае яЭнергетик при опросе счетчика делает до трех попыток достучаться до счетчика, если первая не удалась. Если три попытки прошли неуспешно, то яЭнергетик откладывает работу на 1 час и после этого еще раз пытается достучаться до счетчика с помощью трех попыток. Если и в этот раз все проходит безуспешно, тогда прекращаются попытки опросить счетчик до следующего времени в расписании. В системе регистрируется сообщение об ошибке в показаниях и/или в журнале счетчика.
Почему яЭнергетик не пытается опрашивать счетчики большее количество раз? Дело в том, что CSD связь – дорогая услуга у сотовых компаний и бесконечно связываться со счетчиком таким образом накладно по расходам.
Сбор данных по GPRS/Ethernet по расписанию
В этом случае алгоритмы уже более хитрые. В этом случае яЭнергетик видит, на связи или нет модем и из-за дешевизны связи может много раз пытаться опросить счетчик. Алгоритм работы следующий:
Если наступила пора опросить счетчик, а модем не на связи, то система откладывает все задачи по опросу до того момента, когда модем выйдет на связь. И в этот момент начинает выполнять все пропущенные задания, пока связь есть. Это очень полезно, если связь на объекте не устойчивая и появляется время от времени, например, ночью. В этом случае, все что надо было получить со счетчика, придет в систему, пусть даже и с опозданием.
Если же модем на связи, но опрос с первого раза не удался (связь очень плохая или еще какие-то проблемы), то яЭнергетик также делает три попытки. Если и они не успешны, то следующая попытка откладывается на 15 минут. Если и здесь не получилось, то следующий раз яЭнергетик попробует опросить счетчик еще через 30 минут, затем еще через 60 минут и последний раз через 2 часа. Т.е. в течение практически 4 часов делается 5 попыток опроса и внутри каждого опроса система стучится до счетчика 3 раза. Если опросить не удалось при каждом сеансе связи в системе регистрируется сообщение об ошибке в показаниях и/или в журнале счетчика.
Если на каком-то этапе повторных опросов модем оказался не на связи, то попытки откладываются до момента, когда модем выйдет на связь.
Сбор пропущенных показаний и профиля мощности по расписанию
яЭнергетик запоминает последние успешно собранные архивные показания на начало суток, начало месяца и срезы профиля мощности. Если из-за отсутствия связи эти данные не были собраны, то при следующем выходе на связь модема система пытается их получить со счетчика, что бы у пользователя были как минимум все показания на начало суток. К сожалению, в отличие от профиля мощности, показания на каждый час в счетчике не хранятся и в этом случае их получить не удастся.
Также отмечу, что некоторые счетчики хранят показания на начало суток только за последние несколько дней. Например, множество счетчиков Меркурий хранят их только за последние два дня. Поэтому для них, если связь с модемом отсутствовала более, чем два дня, архивные показания за "старые" дни уже получить не удастся.
Ручной сбор данных по CSD/GPRS/Ethernet
Если пользователь нажал в системе кнопку «Опросить» и хочет получить данные прямо сейчас «вручную», то яЭнергетик делает до трех попыток опроса счетчика и все. Повторных попыток не производится. Если опросить не удалось в системе регистрируется сообщение об ошибке в показаниях и/или в журнале счетчика.