У Вас есть незавершённый заказ

Меркурий 230 ART-0X PQRSI(D)N + iRZ ATM2-485

Завершить заказ

Опыт внедрения АСКУЭ в ТРК "Титан Арена" (г. Архангельск)

В декабре 2014 года в Архангельске состоялось открытие пятиэтажного торгово‑развлекательного комплекса «Титан Арена» общей площадью 6500 квадратных метров. Здание примечательно тем, что на четвертом этаже расположена ледовая арена. Поэтому здесь можно не только побродить по магазинам и посидеть в кафе, но и с пользой для здоровья провести время с семьей и друзьями.

Торгово‑развлекательный комплекс «Титан Арена» в Архангельске

Торгово‑развлекательный комплекс «Титан Арена» в Архангельске

В ТРЦ находится около 150 арендных мест, и перед нами была поставлена задача организовать учет электрической энергии путем дистанционного сбора показаний приборов учета.

Схема АСКУЭ с дистанционным сбором показаний приборов учета

Схема АСКУЭ с дистанционным сбором показаний приборов учета

Мы предложили несколько систем удаленного сбора показаний, и выбор заказчика пал на счетчики «Меркурий» со встроенными PLC-модемами второго поколения. Для тех, кто не знает, поясним, что PLC-модемы обеспечивают обмен данными по силовой сети. То есть к счетчику не нужно подводить никаких проводов, кроме тех, по которым осуществляется одновременно и электроснабжение, и обмен информацией, что довольно удобно.

Однако при внедрении системы мы столкнулись с рядом сложностей.

В условиях застройщика было строго прописано, какие марки счетчиков арендаторы имеют право устанавливать в своих отделах. Когда же закупили счетчики и началась их массовая установка, техническая поддержка завода-изготовителя огорошила нас «новостью», что система с PLC-модемами, возможно, не заработает в электросети, выполненной из шинопроводов. Дело в том, что шинопровод состоит из множества секций, соединяемых болтовым зажимом. И в каждом соединении происходит затухание высокочастотного сигнала, а этих соединений на всем пути между счетчиком и концентратором может оказаться до пятидесяти. Со слов специалистов технической поддержки, уже был негативный опыт использования PLC-модемов первого поколения в торговом центре с шинопроводами, где еле-еле удалось добиться 85‑процентного опроса электросчетчиков, причем ценой немалых затрат: с помощью дополнительной установки множества ретрансляторов.

Блоки шинопроводов, установленные опорно-подвесным способом в здании торгового комплекса

Блоки шинопроводов, установленные опорно-подвесным способом в здании торгового комплекса

Но отступать нам было уже некуда. Также успокаивала мысль, что мы выбрали систему PLC следующего поколения, отличительной особенностью которой является возможность ретрансляции сигнала самими электросчетчиками. То есть концентратор может «увидеть» счетчик не напрямую, а через другой счетчик, расположенный ближе. Это действительно полезная функция, даже при том, что у PLC–II более низкая мощность сигнала, чем у PLC-I. Также нас обнадеживало качество шинопровода: в нашем торговом центре использовался шинопровод надежного производителя, с запасом по рабочему току, в отличие от того, который применялся в другом центре и выходил из строя целыми секциями из-за перегруза и некачественных соединений.

Итак, мы приступили к работе.

Первым делом были собраны шкафы удаленного опроса с PLC-концентраторами. Таких шкафов было собрано три штуки – по одному в каждый главный распределительный щит (ГРЩ).

Шкаф удаленного опроса с PLC-концентратором

Шкаф удаленного опроса с PLC-концентратором

ГРЩ двухсекционный, поэтому было установлено шесть концентраторов. Можно было бы чуть сэкономить, установив три концентратора и фильтр сопряжения. Но решили не рисковать, потому что в фильтре происходит потеря мощности сигнала, а мы добивались гарантированной связи со счетчиками. В здание до сих пор не заведены каналы Интернета, поэтому было решено временно использовать GPRS-модемы, которые в будущем легко заменить на Ethernet-модемы.

Перед тем как подключить арендаторов к электросети, проводилась приемка установленных приборов учета. Для предотвращения несанкционированного доступа к счетчикам на них были установлены пломбы роторного типа.

Пломба роторного типа: слева – крупным планом, справа – установленная на счетчике

Пломба роторного типа: слева – крупным планом, справа – установленная на счетчике

Вот и наступило время проверить систему в действии: часть арендаторов подключена, концентраторы под напряжением. Запускаем программу NetMonitor, поставляемую производителем электросчетчиков, и по первому же концентратору видим картину:

Схема счетчиков, подключенных к сети

Схема счетчиков, подключенных к сети

Из схемы понятно, что не все счетчики видны концентратору по прямому пути, есть и ретрансляция сигнала. Главное, что система работает!

Что касается «серого» счетчика внизу, он когда-то был замечен концентратором, но в данный момент не опрашивается. Проведенное расследование показало, что стоит этот счетчик в кинотеатре 7D, где в связи с чувствительностью оборудования к качеству сети были установлены стабилизаторы, которые гасят сигнал от счетчика, несмотря на то что счетчик в схеме находится «впереди». Но, так как на другие счетчики это не оказывало никакого влияния, договорились, что стабилизаторы будут отключаться в ночное время.

Соответственно перед нами встала следующая задача – наладить автоматический опрос в ночное время. Поставляемая производителем программа не обеспечивала такой возможности, а с «яЭнергетик.рф» такой проблемы не было. Для всех приборов учета было задано расписание опроса – ежедневно в четыре утра. В это время наименьшая нагрузка на сети связи, а также меньше помех в электрической сети, соответственно обеспечивается наивысшее качество опроса.

Ресурс «яЭнергерик.рф»: тепловая карта сбора

Ресурс «яЭнергерик.рф»: тепловая карта сбора

В заключение следует отметить и другие положительные стороны системы.

Во‑первых, пользоваться системой должен энергетик ТРК и главный энергетик собственника здания, находящийся в другом здании. Также должны иметь возможность подключиться другие службы, например бухгалтерия, которой на основании собранных показаний нужно выставлять счета арендаторам за потребленную электроэнергию. Единственное, что объединяет всех заинтересованных лиц, – это Интернет, соответственно веб-решение здесь пришлось как нельзя кстати.

Во‑вторых, арендаторы тоже имеют возможность удаленно отслеживать показания своих приборов учета. В торговом центре представлены крупные федеральные сети – McDonalds, Spar, Спортмастер, М‑Видео, H&M и другие, энергетики которых, находясь в других городах, могут свободно осуществлять контроль над энергообеспечением своих отделов.

Удобная навигация и дизайн сервиса «яЭнергетик.рф» помогли создать АСКУЭ в облаке, которое связывает специалистов и заинтересованных лиц с разных улиц, городов, и даже, если понадобится, стран, позволяет им легко взаимодействовать, придает системе мобильность и прозрачность.

Источник статьи: http://isup.ru